Конкурентоспособность является одним из главных признаков рынка. Но все же большинство бизнесменов как начинающих, так и вполне успешных на текущий момент не считают задачу изучения конкурентов важной. Почему? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Анализ конкурентов можно назвать своего рода бизнес разведкой, где собирается различная информация о деятельности ваших конкурентов. Это может быть их стратегия, ценовая политика, ассортимент продукции, рекламная деятельности и так далее. С помощью такого анализа можно понять положительные и отрицательные стороны каждого конкурента, а также свои позиции по отношению к нему.
Например, бизнесмен Иванов решил открыть магазин выпечки. Он арендовал подходящее место с высокой проходимостью, нашел поставщиков с выгодными ценами и подготовился к открытию. Но он не изучил рынок, конкурентов и их цены. В результате цены на его продукцию оказались в несколько раз выше, чем у других магазинов поблизости. И как вы догадываетесь, вместо прибыли Иванов получил одни убытки.
Сегодня, чтобы бизнес был успешным недостаточно быть хорошим управляющим, нужно знать, что происходит вокруг вашей компании. Также, как и государству необходимо участвовать во внешней политике, так и любой бизнес должен интересоваться окружающим миром. С помощью анализа конкурентов можно получить полную информацию для построения грамотной стратегии развития бизнеса.
Еще чаще компании уже давно существующие на рынке и сталкиваются с определенными проблемами - падением спроса на продукты, уход клиентов, снижение прибыли. Скорее всего, проблема в том, что сосредоточившись на операционных задача, компания упустила из вида действия конкурентов. В этом случае с помощью конкурентного анализа проведенного профессионалами, можно определить причины этих проблем и выработать план для выхода из кризиса.
Например, у бизнесмена Пирожкова был небольшой магазин на окраине города с выгодным месторасположением и большой проходимостью, и он долгое время процветал. Но в город пришел крупный ритейлер и открыл новый супермаркет по соседству. Число покупателей у Пирожкова значительно сократилось. После проведения конкурентного анализа, было выявлено, что в супермаркете был обширный ассортимент продукции, но не было отдела выпечки. Так, бизнесмен Пирожков, начал продавать в своем магазинчике булочки и другую выпечку и ему удалось вернуть привычный спрос и даже увеличить прибыль.
Кто же может сделать эту работу? Проводить анализ конкурентов можно поручить сотрудникам собственной компании, а можно заказать эту услугу на аутсорсинге. Тут необходимо понимать, что анализ конкурентов важно провести грамотно, а иначе вы рискуете получить ошибочные данные и соответственно выстроить неверную стратегию для вашего бизнеса. Прекрасно, если в вашей компании есть специалист, который имеет опыт и время выполнять эту работу. Но если нет, то имеет смысл заказать эту услугу у компании, которая специализируется на проведении исследований. Как правило, у компаний, которые оказываю эту услугу на аутсорсинге, есть большой опыт проведения подобного анализа, и риски получить неверную информацию минимизированы.
Конкурентный анализ необходимо проводить систематически, чтобы знать, в каком направлении развивать свой бизнес, выстраивать грамотную ценовую политику, выбирать работающие каналы рекламы товаров, а также избегать ошибок на опыте конкурентов.